|
КО? ДА! - или как я стала фолкером ("Путевой журнал" №8/2005г.). Фольклорная музыка в городе Каустинене("Путевой журнал" №10/2005г.). Даша Шиткова, фото из архива автораФольклорная музыка в городе КаустиненеПо сложившейся традиции лето 2005 г.я провела в путешествиях по городам и странам, знакомясь с удивительными людьми. Много всего неожиданного и интересного приключилось со мною, но самым ярким впечатлением стал Международный фестиваль фольклорной музыки в Финляндии. Проходил он в маленьком городке Каустинен, который находится примерно на северо-западе страны. Оказалось, это –самый крупный фольклорный фестиваль во всей Скандинавии и проводится уже 39-й год подряд. С давних времен в Каустинене есть Школа музыки и многие известные финские композиторы, продолжающие традиции именно народного творчества Финляндии, родом отсюда. Например, Конста Ялхе (1910 –1984), музыку которого любят и исполняют взрослые и дети, профессиональные музыканты и те, кто только начинает свой музыкальный путь. Несколько концертов на фестивале были посвящены этому композитору, который сочинял, собирал и аранжировал финские народные танцы. С 1970 г.в Каустинене открыт единственный в своем роде Институт по изучению фольклора. А чуть позже были изданы и первые музыкальные сборники Консты, один из которых, кстати,мне удалось приобрести. В фестивале принимали участие ансамбли из Финляндии, Норвегии, Ирландии, Швеции, Дании, России, Венгрии, Румынии, США и даже из Африки. Концерты проходили одновременно на нескольких площадках открытых и закрытых, в том числе в католическом храме и в музыкальной школе Каустинена. Организовали и детскую сцену, где в акустике выступали самые маленькие исполнители. Кто хотел, мог посетить многочисленные мастер-классы по игре на музыкальных инструментах и даже поучиться танцевать народные танцы. В общем, музыка звучала с утра до поздней ночи и от многообразия происходящего просто кружилась голова! Будучи скрипачкой и исполнительницей этно, я здесь впервые по-настоящему познакомилась с финской народной музыкой и уже играю несколько финских тюнов! Да, я искренне восхищаюсь этими жизнерадостными, бурными, хотя порой очень нежными и трогательными мотивчиками. И не удивительно, ведь скрипка – один из основных инструментов в Финляндии. Традиционно в ансамбле финской народной музыки их не менее трех-четырех. А на фестивале выступал коллектив «Сто финских скрипачей », в котором скрипачи самых разных возрастов исполняли финские и шведские, датские и норвежские танцы. Еще для финской музыки характерны такие инструменты, как фиcгармония (клавишный пневматический инструмент), никельхарпа (струнный смычковый инструмент), кантеле (струнный щипковый инструмент типа цитры), контрабас. Молодежь в Финляндии очень любит свою народную музыку. Мне удалось послушать не только студентов и выпускников музыкального этнического факультета академии им.Яна Сибелиуса, но и уже давно сложившиеся и ставшие популярными коллективы: «Tallary», «JPP », «Frigg» и другие. Очень понравился ансамбль «Frigg». В нем пять скрипок, мандолина, шведская волынка, саксофон, труба, контрабас и электроорган. Музыканты играют и традиционные финские тюны, и свои собственные композиции, сочиненные в народном духе. Cкрипка – один из основных инструментов в Финляндии. Традиционно в ансамбле финской народной музыки их не менее трех-четырех. Особенно хочется поделиться с вами впечатлением о выступлении талантливейшего финского скрипача Вилле Кангаса, благодаря которому, я, в первый раз, оценила использование синтезатора, процессора в сочетании с акустическими инструментами. В группе гармонично сосуществуют бузуки и электрогитара, перкуссия и ударная установка. А звук скрипки был совершенно не похож на скрипичный тембр, но и он завораживал, манил... Вилле создает музыкальные зарисовки. Каждая –словно маленький рассказ, история из жизни. И в основе их, конечно же, фольклорная музыка.
На всей территории фестиваля (а это территория почти всего Каустинена) множество людей играло прямо на улице для своего удовольствия и для удовольствия окружающих.И здесь можно было услышать не только начинающих музыкантов или просто любителей, но и участников фестиваля. Причиной тому, вероятно, необъяснимое страстное желание играть еще и еще, которое, словно вирус, пронизывало все живое. Нередко не знакомые музыканты объединялись и получалось нечто спонтанное, неожиданное, импровизационное. Таким образом, например, мне удалось обменятся несколькими мелодиями со скрипачом из блистательного американского шоу «JubileeAmerican Dance Theatre». Мы сидели на траве и музицировали. Как это здорово –знакомиться, общаться с представителями иной культуры, иного мировоззрения... Потом, уже после фестиваля, я еще почти месяц путешествовала по Финляндии. Побывала в таких городах, как Йювяскюля, Сейняйоки, Хямеэнлинна, Тампере, Лахти, Рийхимяки, Хельсинки и Котка. Мое прежнее ошибочное представление о том, что люди в Финляндии «холодные »и «бесцветные »полностью развеялось, а на смену ему пришло чувство глубокого уважения к этому народу. Финские жители умеют работать, умеют и отдыхать. Они добрые, жизнерадостные, и у них есть чему поучиться. Финны любят, бережно хранят и передают из поколения в поколение свои национальные музыкальные традиции. Наверное, это и есть связь отцов и детей, залог духовного единства и прочности нации? |